Меню

Независимая оценка качества образования

О Всероссийских проверочных работах как составляющей Единой системы оценки качества образования


 В мае 2018 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до
2024 года», в котором перед российским образованием поставлены две цели.

Первая цель - это обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования.

Вторая - воспитание нового поколения на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций, для того чтобы наши дети выросли гармонично развитыми и социально ответственными людьми.

Для достижения этих целей необходимо вначале получить полное представление о качестве образования в нашей стране, проанализировать влияние различных факторов на результаты работы школ.

В настоящее время создан такой инструментарий - это Единая система оценки качества образования, которая базируется на пяти принципах ее построения.

В учебном процессе должно быть понимание того, чему ученик научился на уроках. В этом нам помогает оценивание знаний школьников. Но оценка обязательно должна быть объективной. На содержание обучения влияет формат оценки. В связи с этим было принято решение при оценивании знаний школьников использовать единые измерительные материалы, которые дают возможность наиболее полно раскрыть их способности. Мало получить результаты оценки качества образования, их нужно непременно использовать с целью стимулирования развития образования.

Самое главное, что такая единая система позволяет самим школам вести самодиагностику и выявлять имеющиеся в них проблемы, информируя родителей о качестве знаний их детей и работе учителей школы

Составляющими Единой системы оценки качества образования являются: единый государственный экзамен, основной государственный экзамен, Национальные исследования качества образования, международные исследования и, конечно же, Всероссийские проверочные работы. Это самая массовая оценочная процедура в системе российского образования с момента ее введения в 2015 году

Всероссийские проверочные работы - это не аналог государственной итоговой аттестации.

Это итоговые контрольные работы, которые проводятся по отдельным учебным предметам единовременно для школьников всей страны. Школы и ранее проводили контрольные работы. Проводили их по собственным заданиям. Никто не контролировал, как эти задания составлены, каков их уровень сложности, как оценивается их выполнение. Введя Всероссийские проверочные работы, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки предложила школам единый стандарт и оценивания учебных достижений обучающихся, и самих заданий.

Единый подход позволяет получить реальную действительность о качестве образования и результатах обучения, совершенствовать учебные программы, принимать грамотные своевременные управленческие решения.

Задача Всероссийских проверочных работ — проверить уровень знаний школьников на соответствие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, поэтому общая черта для заданий ВПР по всем предметам – практикоориентированность, когда при выполнении заданий недостаточно воспроизвести заученные факты, а нужно еще рассуждать, анализировать, мыслить. Для большинства детей это вполне посильная задача. В 2018 году с работой справились более 90% обучающихся, которые писали ВПР.

Всероссийские проверочные работы проводят сами школы, так что ученики выполняют задания в родных стенах. Рекомендуемое время их проведения – второй-третий урок в школьном расписании; продолжительность – от одного до двух академических часов (в начальной школе - один академический час).

В этом году Всероссийские проверочные работы в штатном режиме, т.е. обязательное участие в мероприятии, предусмотрено для учеников 4, 5 и 6 классов. В режиме апробации, когда школа принимает решение об участии, Всероссийские проверочные работы пройдут для учеников 7 и 8 классов. Обучающиеся 10 и 11 классов также поучаствуют во Всероссийских проверочных работах после принятия соответствующего решения школой, а предметы они выберут сами и только те, которые не заявлены для сдачи в формате единого государственного экзамена.

Сразу же может возникнуть вопрос: «А можно ли кому-то из учеников не писать ВПР, если его школа и его класс пишут эту работу?» Маловероятно, что каждый ученик может сам решать, писать ему проверочную работу или не писать. Ведь когда учитель принимает решение о проведении на уроке контрольной работы, ни у кого не возникает мысли отказаться от предложенной процедуры... Решение о порядке проведения Всероссийских проверочных работвнутри школы принимается на уровне школы. Администрация школы может, к примеру, освободить от написания Всероссийских проверочных работ детей с ограниченными возможностями здоровья.

Вашему вниманию представлен проект расписания Всероссийских проверочных работ в 2019 году. Участие во Всероссийских проверочных работах выпускников 11 классов предусмотрено в марте месяце 2019 года. Старт Всероссийским проверочным работам для обучающихся
4, 5, 6, 7, 8 классов будет дан в апреле 2019 года.

Не секрет, что не во всех школах при проведении Всероссийских проверочных работ четко соблюдаются инструкции по порядку их проведения и, как следствие, получают необъективные результаты. Поэтому в целях получения объективных результатов ведется контроль за процедурой проведения Всероссийских проверочных работ: в кабинетах в режиме оффлайн организуется видеонаблюдение, привлекаются представители общественности, в том числе родители, в качестве общественных наблюдателей.

Проверка работ участников Всероссийских проверочных работ осуществляется в день проведения ВПР коллегиально учителями школы по единым критериям. После проверки результаты вносятся школами в единую информационную систему, чтобы с ними могли работать эксперты.

«Что будет, если ребенок плохо напишет Всероссийские проверочные работы?» - спросите вы. В первую очередь неудачный результат Всероссийских проверочных работ является своевременным сигналом как для ученика и его родителей, так и для самой школы. Всероссийские проверочные работы должны стать инструментом самодиагностики и основой для выстраивания стратегии методической работы. Основная задача Всероссийских проверочных работ — не создать для школьника дополнительные препятствия, а получить качественный срез данных о его успеваемости. Даже очень способному ученику будет сложно успешно сдать ОГЭ и ЕГЭ, если в 4, 5, 8 классе у него образовался пробел в знаниях. Часто эти пробелы незаметны ни для учителей, ни для родителей, ни для самих детей. Всероссийские проверочные работы призваны вовремя выявить недоработки, указать на темы, которые по какой-то причине не были в полной мере усвоены. Это показатель индивидуального уровня подготовки ученика, хороший инструмент для выявления проблемных зон. К тому же данные о результатах Всероссийских проверочных работ в целом по школе — отличный маркер уровня образовательной организации.

Результаты Всероссийских проверочных работ используются на различных уровнях: общероссийском, региональном, школьном. Используются они и родителями. Цель - одна: повышение качества образования, а вот способ достижения этой цели для каждого уровня свой.

По результатам Всероссийских проверочных работ не принимаются никакие решения по определению дальнейшей судьбы школьника. Оценки в школьный журнал выставляются по желанию школьника и его родителей. Оценки за Всероссийские проверочные работы не влияют на получение аттестата, на перевод в следующий класс и на годовые отметки обучающихся.

В Саратовской области после проведения Всероссийских проверочных работ на региональном уровне обязательно анализируются результаты. Все результаты размещаются на официальном сайте Регионального центра оценки качества образования.

В этом году по сравнению с прошлым годом улучшилось качество знаний обучающихся 4 классов по математике. На протяжении
2-х лет повышается качество знаний четвероклассников по окружающему миру и в этом году его показатель имеет значение соответствующее уровню Российской Федерации. Не может не радовать тот факт, что лучше стали результаты пятиклассников по учебным предметам «Русский язык», «История» и «Биология», при чем по истории и биологии качество знаний наших пятиклассников выше, чем у их сверстников по России. В Российской Федерации произошло снижение результатов по математике в 5-х классах. В нашем регионе школьники 5-х классов подтвердили уровень знаний прошлого года. А вот по русскому языку в 4 классах качество знаний становиться хуже. Эта же тенденция наблюдается по всей России.

Остановимся на нововведениях, которые ожидают нас при проведении Всероссийских проверочных работ в 2018/2019 году.

Как уже ранее было сказано, расширится диапазон участников Всероссийских проверочных работ. В 4 классах в расписании ВПР в порядке эксперимента будут предусмотрены нефиксированные даты проведения ВПР: школа сможет сама выбрать удобную дату и время в течение отведенной недели: с 15 по 19 апреля 2019 года по русскому языку, с
22 по 26 апреля 2019 года по математике и окружающему миру.

Задания будут формироваться для каждой школы индивидуально из банка заданий посредством автоматизированных методов.

Результаты будут возвращаться в школы в виде индивидуальных карт обучающихся, благодаря чему учитель получит полный отчет о знаниях, полученных его учениками, с рекомендациями на что стоит обратить особое внимание и по каким учебным темам имеются пробелы в знаниях его учеников.

 Конечно, каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был успешен во всем, поэтому очень актуален вопрос: «Каким образом можно подготовиться к Всероссийским проверочным работам?». Все эксперты образования отмечают: специальной подготовки Всероссийские проверочные работы не требуют – ведь и для обычных контрольных работ никто не обращается за помощью к репетиторам.

Основное правило подготовки к Всероссийским проверочным работам — просто учиться в течение года. Подготовиться к проверочной работе за короткое время — задача стрессовая и подчас неразрешимая. Верное решение — готовиться к ВПР постепенно, систематически, в обычном для школьника режиме.

Для большего спокойствия полезным будет посмотреть образцы заданий Всероссийских проверочных работ. Они находятся в открытом доступе на информационном портале Всероссийских проверочных работ и на официальном сайте Федерального института педагогических измерений.

 Когда взрослые выделяют время на помощь своему чаду, это оказывает эффективное влияние на его успеваемость в школе, в том числе, и на результат Всероссийских проверочных работ. Нельзя к воспитанию детей подходить шаблонно. И все таки существуют несколько неоспоримых правил для успешного развития умственного потенциала ребенка.

Теплые взаимоотношения с ребенком играют большую роль в учебном процессе. Делитесь знаниями в различных областях, которые могли бы заинтересовать и обогатить знания вашего ребенка. Стоит помнить, что главное в помощи ребенку хорошо учиться, - это оказание должного внимания, общение, контроль, взаимоуважение и соучастие.

Организованный режим дня - также является залогом продуктивного обучения. Правильный режим дня гарантирует увеличение трудоспособности ребенка без вреда для его здоровья.

И последнее. Психологи рекомендуют родителям максимально облегчить процесс обучения, создавая ему эмоционально комфортные условия. Слушайте своего ребенка, старайтесь не конфликтовать и не кричать. Будьте строгими, но только тогда, когда это необходимо.



                         Приказ об участии в ВПР  2018 -2019 учебном году



                                                                                                             Анализ ВПР 2018- 2019

Балтай
счетчик посещений